Развитие юго-восточного региона
Год малой родины
Занятость населения
Декрет № 3 "О содействии занятости населения"
Общественная безопасность и дисциплина
«Берегите жизнь!»

Адрес райисполкома:
213640, Могилевская область, г. Костюковичи, ул. Ленинская, 93

Телефон приемной:
8-02245-78-103

E-mail: kostpriem@tut.by

Костюковичский районный исполнительный комитет
Главная Экономика и финансы Памятка для потребителя

Памятка для потребителя

Потребитель физическое лицо, имеющее намерениезаказать или приобрести либо заказывающее, приобретающее или использующее товары (работы, услуги) исключительно для личных, бытовых, семейных и иных нужд, несвязанных с осуществлением предпринимательскойдеятельности.

1. Внимательно знакомьтесь с информацией о товаре (технический паспорт, инструкция по эксплуатации, этикетка, ярлык и т.д.).
Информация о товаре должна быть полной и достоверной на русскоми (или) белорусском языках.
Как правило, качественные товары можно обменять или вернуть в течение 14 дней с момента покупки, если вы обнаружили, что он вам не подходит.

Обращаем внимание! Данные требования подлежат удовлетворению, если товар не был в употреблении,
сохранены его потребительские свойства и имеются доказательства приобретения его у данного продавца.

Обращаем внимание! Есть Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену и возврату, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 июня 2002 г.№ 778. Например, не подлежат обмену и возврату бижутерия, мебельные гарнитуры и наборы, парфюмерно-косметические товары и т.д.
Не подлежат обмену и возврату качественные продовольственные товары.

2. Внимательно читайте договор, оформленный при приобретении товара (работы, услуги).
Если условия договора противоречат требованиям законодательства, такие условия ничтожны.НО!
Многие условия о товаре (работе, услуге) не регулируются законодательством, а определяются по соглашению сторон (например, сроки исполнения работы (услуги), потребительские характеристики товара (работы, услуги).
Ваша подпись на договоре свидетельствует о том, что вы согласились со всеми условиями договора.

3. У лица, которое непосредственно подписывает договор от имени продавца (исполнителя), также желательно попросить документы, подтверждающие полномочия, и проследить, чтобы сведения о нем были внесены в договор.

4. Документом, подтверждающим факт оплаты товара (выполнения работы, оказания услуги), может быть: кассовый чек; иной платежный документ; квитанция к приходному кассовому ордеру; документ (карт-чек (чек и др.),формируемый при оплате посредством банковских платежных карточек, электронных денег, систем дистанционного банковского обслуживания, АИС «Расчет»; иной документ, подтверждающий оплату товара (выполнения работы, оказания услуги);
проездной документ (билет).

Всегда берите чеки или иные документы, подтверждающие факт оплаты товара (работы, услуги). Все без исключения продавцы и исполнители услуг (работ) должны выдавать эти документы (и предприниматели на рынках в том числе!).
Подтвердить факт приобретения товара (работы, услуги) у конкретного продавца (исполнителя) может гарантийный талон;
технический паспорт или иной документ, содержащий информацию о продавце (исполнителе), и (или) печать продавца (исполнителя), и (или) подпись предпринимателя (уполномоченного лица) продавца (исполнителя). Отсутствие указанных документов не лишает потребителя права на защиту своих прав.
Однако при отсутствии доказательств приобретения товара (работы, услуги) у конкретного продавца (исполнителя) последний может оспорить факт приобретения у него этого товара (выполнения работы, оказания услуги).

5. Если Вы приобрели некачественный товар, Вы вправе потребовать по своему выбору:
• замены товара качественным товаром. Обращаем внимание! Есть перечень товаров, замены которых можно требовать только при наличии в них существенных недостатков;
• безвозмездного ремонта;
• уменьшения покупной цены;
• возврата денег. Обращаем внимание! Возврат денег за некачественный товар вы можете потребовать в любом случае (даже если это технически сложный или дорогостоящий товар и в нем обнаружен несущественный недостаток).
Если работа (услуга) выполнена некачественно, вы вправе потребовать по своему выбору:
• безвозмездного устранения недостатков работы(услуги);
• размерного уменьшения установленной цены работы
(услуги);
• безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы(услуги), если это возможно;
• возмещения понесенных расходов по устранению недостатков работы(услуги) своими силами или третьими лицами;
• возврата денег, уплаченных за некачественно выполненную работу (оказанную услугу). Обращаем внимание!
Потребитель вправе заявить данное требование, если исполнитель не смог устранить недостатки в оговоренные сроки.
В случае полной или частичной утраты (повреждения) материала (вещи) исполнитель обязан в трехдневный срок заменить или изготовить новое изделие в согласованный срок при невозможности — возместить двукратную цену материала (вещи), а также расходы, понесенные потребителем.
Указанные требования вы вправе предъявить, если недостаток носит производственный, конструктивный или иной характер, произошедший по вине продавца (изготовителя, исполнителя). Но если недостаток произошел по вашей вине — воспользоваться гарантиями Закона Вы не можете.
Установить природу недостатка при возникновении спора поможет ЭКСПЕРТИЗА. Она должна быть проведена независимыми специалистами.

Стоимость экспертизы оплачивается продавцом (исполнителем). Если в результате экспертизы качества
товара (работы, услуги) установлена вина потребителя, последний обязан возместить продавцу (исполнителю) расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на транспортировку товара.

Потребитель вправе принять участие в проверке качества и проведении экспертизы товара (работы, услуги) лично или через своего представителя, оспорить заключение экспертизы товара (работы, услуги) только в судебном порядке, а также провести экспертизу товара (работы, услуги) за свой счет.

6. Если вы приобрели некачественный товар (работу, услугу), вы должны изначально обратиться к продавцу (исполнителю). Если продавца нет, вы имеете право обратиться по вопросу качества товара к изготовителю, поставщику, представителю. Потребитель вправе предъявить требование о незамедлительном безвозмездном устранении недостатков товара ремонтной организации.

Вы можете написать заявление (желательно в 2 экземплярах, на вашем экземпляре принявший должен поставить дату принятия и расписаться) либо оставить свою жалобу в книге замечаний и предложений, которая должна быть предоставлена вам по первому требованию.

Потребитель вправе предъявлять претензии:
к продавцу по качеству товара в течение двух лет с момента приобретения товара, а если гарантийный срок более двух лет — в течение гарантийного срока;
к изготовителю в течение срока службы товара, а если он не установлен — в течение 10 лет.
Потребитель вправе предъявить требования, связанные с недостатками выполненной работы (оказанной услуги), если они обнаружены в течение гарантийного срока, а если он не установлен в пределах двух лет со дня принятия выполненной работы (оказанной услуги) или трех лет в отношении недостатков в недвижимом имуществе

Памятка потребителю «Образцы иска, претензии и заявления о предоставлении информации из ЕГР»

Памятка потребителю при покупке продовольственных товаров